Агрологистика: новая технология оптимизации доставки ТМЦ и урожая
Как оптимизировать логистику, используя собственную карту полевых дорог
Где взять карту моих полевых дорог, на публичках ее нет
Для планирования бюджета расходов на агрологистику: доставку удобрений, семян, гербицидов, а также урожая, необходимо построить оптимальные маршруты и определить расстояния. Из-за ошибок в расчете расстояний возникают ошибки в планировании бюджета. Никто не хочет получить кассовый разрыв в самый пик посевной или уборочной кампании. Отсутствие финансирования повлияет на своевременность проведения работ и в дальнейшем на урожай и прибыль. Заложенные изначально лишние расходы по завышенным расстояниям предоставляют возможность для махинаций.
Агрологистика сегодня
Чтобы найти правильное решение, необходимо ответить на вопросы: какие существуют сегодня способы подсчета расстояния и в чем их недостатки. Для этого мы поинтересовались у экономистов предприятий какой способ расчета они используют и проанализировали его недостатки:
По путевым листам. Для расчета берутся все путевые листы за прошлый год по одному определенному виду работ. Выбираются все маршруты от точки до точки и определяется среднее значение. Хорошо, если это делается в Экселе, но бывает на бумаге и калькуляторе. В этом случае человеческий фактор сильно влияет на точность вычислений: где-то экономист забыл пробить расстояние или взял не все или не те путевые листы. Вот такая агрологистика.
По-прямой. Самый простой метод. Расстояние рассчитывают от склада до центра поля по прямой. Но техника по воздуху не летает. Зачастую, приходится объезжать несколько полей, сделать круг, чтобы выехать на основную дорогу. Таким образом ошибка закладывается уже в самом методе.
По-среднему по группе полей. Для расчета расстояния экономисты берут группу полей и определяют среднее расстояние. Например, есть небольшое поля на расстоянии 2 км от склада и огромное на расстоянии 8 км. На ближнее поле сделано 20 поездок, а на дальнее 150. Ошибка агрологистики состоит в том, что специалист в расчете не учитывает количество поездок.
Автоматический из существующих систем маршрутизации. Из-за отсутствия всех карт полевых дорог, сервисы не имеют возможности построить любой маршрут. А если маршрут построен, то он не будет оптимальным. Так например Яндекс, маршрут от фермы до поля не доводит до конца. Анализ треков движения техники из спутникового мониторинга требует визуального анализа человека. Т.Е. человек определяет агрологистику - оптимальный маршрут или нет. В зависимости от количества полей сделать это затратно и есть вероятность ошибки.
Новое решение
Отказаться от существующего сегодня подсчета: по среднему, как было раньше, так считали до меня. Для точного планирования бюджета перевозок на полях использовать технологию ЦПС: Агрологистика. Система найдет оптимальные маршруты и рассчитает точные расстояния между полями, фермами и складами. Более того, она автоматически подставит расстояние в технологическую карту, что сократит ошибки на ручных операциях.
На реальном предприятии, планированием которого занимается аутсорсинг, мы создали свою техкарту и сравнили расчеты.
Экономия от использования нового сценария только на этапе планирования логистики позволила сэкономить более 200 тыс. руб. на 1000 га.
Не только планирование, но и контроль
Таким образом, у предприятия в портфеле инструментов повышения эффективности работы появилась новая Агрологистика. Конечно одно только планирование не даст максимального эффекта. Все правильно запланировали, а затраты остались те же. Необходимо контролировать перемещение техники по установленным маршрутам. И делать это надо не в разных программах, а в одном месте. Так в решении для растениеводства ЦПС: Агроуправление удобно проводить анализ перемещения техники. Для этих целей в распоряжении аналитика плановый маршрут и фактический трек движения техники.
ЦПС: Агрологистика позволит более точно спланировать свои расходы на доставку, оптимизировать маршруты и не терять средства на логистике.